Kinaхроника

96-й год. Музыка из мультиков

96-й год. Музыка из мультиков

Из книги П. Гринёва
"Мои 90-ые..."

В августе 1996-го года по телеку на канале НТВ начался показ мультсериала «Горец», по мотивам одноимённых фильмов, которых я не видел. Шёл он по утрам выходных дней, позже его стали показывать и по будням. Сам мультик этот меня тогда не особо впечатлил, даже, несмотря на то, что сюжет там развивался в пост-апокалиптическом будущем. Я его практически не смотрел, и, вероятно, даже и не стал бы тогда смотреть, если бы не одна-единственная деталь – в конце каждой серии, когда шли титры, играла такая потрясающая музыка, что я просто офигевал, когда её слышал. Чертовски красивейшая мелодия, которую мне хотелось слушать и слушать без конца! Только ради одной этой мелодии я каждый раз смотрел «Горца» - чтобы дождаться титров. Потом вдруг через какое-то время меня осенило, что можно ведь записать эту мелодию на магнитофон и слушать сколько угодно! Идея была шикарная, тем более что у нас такие эксперименты уже давно проводились, вспомнить хотя бы как мы с Веталем записывали начальную мелодию из игры «Робокоп-3» или фильмы «Тридцатого уничтожить» и «Караван смерти». Так вот, дождавшись очередную серию, я поставил перед теликом табуретку, а на неё поставил магнитофон, и как только начались финальные титры – я включил запись. Находясь в полном замирании, и боясь хоть как-то пошевельнутся, чтобы на записи не осталось никаких посторонних звуков, ведь писалось через микрофон. Я просидел так всю финальную мелодию, и когда она закончилась – я остановил запись. Результат превзошёл все мои ожидания – всё записалось очень чётко, громко и без каких-либо дефектов. Я был очень доволен проделанной работой и с того самого дня переслушал эту мелодию десятки раз. Даже когда уезжал в деревню – брал кассету с собой и переслушивал там.

Но, к сожалению, музыка играла недолго – и в прямом и в переносном смысле этого слова. Спустя некоторое время, мой братец Виталик какого-то хрена по ошибке затёр на моей кассете эту мою любимую музычку практически целиком. Уж не знаю, что он делал с моей кассетой и что хотел записать, но даже, несмотря на то, что я его предупреждал, чтобы он ни в коем случае не проводил никакие эксперименты на том отрезке плёнки, на котором была записана мелодия из «Горца» - он всё равно что-то сделал не так и стёр всю песню практически до конца, оставив только последний рифф. Я был очень сильно расстроен, т. к. мультсериал на НТВ уже закончился, и мне неоткуда больше было взять запись этой мелодии. Ревел тогда я долго, всячески ругая Веталя, который только и мог сделать, что извиниться.

Вскоре я успокоился, и чтобы хоть как-то сгладить боль утраты, я решил собрать себе на кассете коллекцию всех моих любимых заставок из мультиков. По СТС тогда вовсю шли «Чип и Дейл» и «Утиные истории», поэтому первый мой взгляд, разумеется, пал на них. Таким же самым методом я записал на магнитофон их начальные и финальные мелодии. Только жаль было, что заставка «Чипа и Дейла» была на русском языке, а мне тогда страсть как хотелось записать оригинальную английскую песню, т. к. мне очень редко удавалось её услышать, в основном на полупиратских телеканалах, когда там крутили кассеты с сериями в одноголосом переводе. После этого я записал мелодию финальной заставки мультсериала «Принцесса Шира», который шёл по 35-му каналу по утрам вместо Черепашек-Ниндзя – мне этот мультик тоже очень нравился, даже, несмотря на то, что им заменили Черепашек. Когда на СТС начали показывать «Чудеса на виражах» и «Чёрного Плаща» - их заставки я тоже записал. Дальше на кассете были «Новые приключения Винни-Пуха» и, возможно, «Гуфи и его команда». Помню, что пытался записать заставку «Черепашек-Ниндзя», но её я хотел исключительно в английском варианте, а его не показывали. Поэтому я записал только русскую версию, но, кажется, вскоре стёр. Последним треком на кассете в череде заставок была финальная мелодия мультсериала «Человек-Паук». Эта самая кассета у меня хранилась ещё долго, я довольно часто её включал, вновь и вновь переслушивая любимые мелодии из мультфильмов. Очень жаль, что я не сохранил её до сих дней...

97-й год.

97-й год. "Черепаший" плакат

Из книги П. Гринёва
"Мои 90-ые..."

Вспоминая сейчас, чем мы только с друзьями не занимались в том юном возрасте, какие только игры мы не придумывали, какие идеи не посещали наш ещё не испорченный разум, очень трудно выделить наиболее интересные и запомнившиеся вещи, тем более что в 97-м году их было гораздо больше, чем раньше. Возможно, это также связано с тем, что более поздние годы сохраняются в памяти лучше, но я думаю, что основная причина в том, что многое из того, что мы умели делать – в новом году мы научились делать ещё лучше, и именно это открыло перед нами ещё больше возможностей.

В первую очередь, никак нельзя не вспомнить о нашем легендарном плакате «Черепашек-Ниндзя», который мы нарисовали с друзьями, а если точнее – с Илей, в тот самый период сразу после моего дня рождения. Причём, идеи именно нарисовать плакат, как таковой, у нас не было, но обо всём по порядку. В общем, в один из самых первых чисел апреля, буквально на следующий день после моей днюхи, в очередной раз мы с Илюхой рассматривали комиксы про Черепашек-Ниндзя, которые я, в очередной раз, одолжил у Влада. На тот момент, у него уже куда-то затерялись 1-й и 4-й номера журнала, и он дал мне оставшуюся тройку – «Возвращение Шредера - 2»,  «Глаз Сарната – 1» и «Морские приключения». В каждом из этих журналов были страницы, полностью отведённые описанию какого-нибудь отдельного персонажа комикса с большим его изображением; Во втором номере можно было встретить Эйприл, Сплинтера и Шредера в полный рост, в третьем – Бибопа и Рокстеди на пару с Крэнгом, а в пятом – мутанта-ската по имени Мэнрей и робота под названием Кулакоглав. И вот, в очередной раз «переводя» их на тетрадные листы просто ради собственного удовольствия, мы с Илюхой вдруг задумались о том, что, для полноты картины, к ним у нас не хватает таких же больших изображений самих Черепашек-Ниндзя. Я, конечно, помнил, что такие картинки должны быть в самом первом номере комикса, но поскольку его у нас не было, мы стали искать альтернативу. И тут нам на глаза попался мой альбом для наклеек, заполненный уже где-то на треть, полистав который мы вдруг нашли очень неплохие изображения всех четырёх черепашек. Только, к сожалению, не у всех в руках был присущий каждому вид оружия, и лишь Лео и Раф могли похвастаться своими мечами и саями, в то время как у Дона в руках была коробка с пиццей, а Майк и вовсе держал какой-то непонятный обруч. Но главное, что это были именно они и весьма подходящем размере, так что мы были полностью удовлетворены и незамедлительно принялись их перерисовывать. И вот на этой стадии у кого-то из нас и возникла идея сделать плакат с большими изображениями всех имеющихся персонажей из Черепашек-Ниндзя. Размер подобрали быстро – мама выделила нам один лист формата А2 (примерно 40 на 60 см) – именно на таких листах Веталь в то время чертил чертежи для техникума. Схема создания тоже была проста: перевести все имеющиеся изображения на отдельные листы, раскрасить, вырезать, и после этого распределить на плакате и наклеить. И мы взялись за работу, сидели за этим почти целый день, переводили, обводили, раскрашивали все до мельчайших деталей, сохраняя максимально полное соответствие с оригиналом. В итоге, на плакат пошло ровно 12 изображений: четверо черепашек, Сплинтер, Эйприл, Крэнг, Шредер, Бибоп, Рокстеди, Мэнрей и Кулакоглав. В верхней части плаката в виде заголовка мы поместили титульник «Teenage Mutant Ninja Turtles», переведённый из 1-й страницы альбома. После чего распределили все рисунки на плакате и... обнаружили, что остаётся ещё до фига свободного места - как минимум ещё для одного персонажа, которое уже занять просто нечем, т. к. банально неоткуда и некого больше переводить. Перелистав альбом и все комиксы для забивания пустого места, мы не придумали ничего лучше, чем перевести из 5-го номера здоровую капсулу с мутагеном. :) Сказано – сделано. Мы перевели её и воткнули в угол над Крэнгом, после чего намазали все вырезки клеящим карандашом и благополучно наклеили.

После того, как плакат был готов, мы стали думать, где бы нам его повесить. Клеить скотчем на стену мама нам не разрешила по причине того, что скотч мог оторвать кусок от обоев. Поэтому было принято решение повесить плакат на настенный ковёр, приколов его булавками. И когда он занял своё место прямо посередине ковра - глядя на него, мы с Илюхой были переполнены гордостью за то, как же круто он у нас получился. С того дня он украшал стену ещё несколько недель, пока по причине какой-то уборки его не сняли. Помню, что после этого, мы отвезли его в деревню, чтобы повесить там над моей кроватью, но когда привезли – почему-то повесить его руки не дошли, а через некоторое время он и вовсе куда-то пропал... Но кое-как сохранить его общий вид не только в качестве воспоминания всё-таки удалось благодаря тому, что в один прекрасный день он случайным образом попал в кадр на одной из фотографий, сделанных Виталиком во время одной из его домашних вечеринок.

96-й год. Незабываемые праздники

96-й год. Незабываемые праздники

Из книги П. Гринёва
"Мои 90-ые..."

Помнится, лет в 8 или в 9, я однажды сделал себе отрывной календарь праздников. Он насчитывал в себе всего около 10 листков, на которые я вписал все мои любимые праздники, ожидающиеся в году. Там был и Новый Год, и день рождения, день Ангела, Рождество, первый день лета, и, конечно, 23 февраля. День Защитника Отечества у нас всегда негласно считался мужским днём, поэтому даже с первых лет меня всегда поздравляли с этим праздником и что-нибудь дарили. А в 1996-м году 23-го февраля сбылась моя очередная мечта...

Проснувшись в пятницу утром 23-го числа, ещё не успев встать с постели, я уже находился в предвкушении чего-то особенного. Времени было около пол-одиннадцатого утра, и в эту самую минуту моё предвкушение праздника переросло в праздник. Мама, увидев, что я проснулся, сразу начала меня поздравлять и подарила мне то, чего я ждал с таким нетерпением последние несколько месяцев – того самого игрушечного мотоциклиста! И в придачу ещё 5 пачек с наклейками для альбома «Черепашки-Ниндзя»! Я был невероятно счастлив, наконец-то этот полицейский на мотоцикле стал моим! По правде говоря, он несколько отличался от того, какой был у Макса (моего двоюродного брата): этот был чуть поменьше, в коричневой форме, а у Макса он был в синей форме. Но зато его мотоцикл был просто обалденным, поэтому мне уже было как-то всё равно, что он не совсем такой, какого я ожидал. А помимо мотоциклиста мне же ещё подарили целых 5 пачек с наклейками «Черепашек-Ниндзя» - это же у них внутри целых 30 наклеек для моего альбома! Короче, не теряя времени, я сразу принялся одеваться, чтобы вклеить новые экземпляры в свой альбом. Из 30-ти штук новых было примерно 2/3 наклеек, я аккуратно вклеил их в альбом, а повторные я складывал в хрустальной вазе, которая стояла в серванте. Когда в тот день вечером ко мне пришёл Иля со своим альбомом, мы поменялись несколькими повторками. Надо признать, что мы менялись НЕповторными номерами даже чаще, чем повторными; обычно это касалось больших изображений, одни части которых были у меня в альбоме, а другие – у него. И мы выдирали их с одного альбома и вклеивали в другой, чтобы хоть у кого-нибудь в альбоме уже была целая картинка.

А за 23-им февраля вскоре подошёл и мой самый главный праздник – день рождения. 31 марта мне должно было исполниться уже 8 лет, и я с нетерпением ждал этого дня. Однако на этот раз всё было несколько иначе: дело в том, что в этом году 31 марта выпадало на воскресенье, а по выходным мы всегда ездили в деревню, поэтому мы решили в этом году отпраздновать мой день рождения там. У меня как раз начались весенние каникулы, и в этот раз( и во все последующие) я был ужасно рад, что ДР попадает на самый последний день каникул, ибо 1 апреля уже надо было идти в школу, а 31 марта, будь то будний день или выходной – всё равно каникулы, так что не надо было беспокоиться об учёбе и портить этим себе праздник.

Короче, мы, как обычно, приехали в деревню в пятницу вечером, и на утро воскресенья было намечено торжество. На моей памяти это был один-единственный раз, когда мы праздновали мой день рождения в Самбеке, но, должен признать, что я его помню несколько хуже, чем остальные.

Утром в воскресенье я проснулся около 11-ти. Я тогда спал на кровати в спальне рядом с окном, и когда открыли ставни, ворвавшийся в комнату солнечный свет сразу мне намекнул, что пора вставать. Я привстал, открыл глаза и увидел, что у меня в ногах на кровати что-то лежит. Вспоминая предыдущие дни рождения, я сразу понял, что это мой подарок, но прежде чем достать до него рукой, надо было, прежде всего, сесть. Коробка была большая и красная с прозрачной крышкой, и когда я её подтянул к себе, я увидел в ней посередине 25-сантиметровый паровоз, а рядом лежали красный и чёрный вагон, а чуть ниже – макет перрона и множество чёрных рельсов. Это была самая настоящая железная дорога! Когда, чуть позже, я оделся, и мои родители поздравили меня с днём рождения, мы достали это всё из коробки и принялись собирать рельсовую дорогу. Через какое-то время мы собрали из всех рельсов большой круг – метр в диаметре, установили на него поезд и прицепили вагоны, оставалось только его включить. Сам паровоз работал на двух больших батарейках, которые вставлялись в него сзади, а кнопка включения была возле задних колёс. После того, как мы включили переключатель, и паровоз поехал по рельсам – мы были в полном изумлении, наблюдая, что из трубы паровоза валит настоящий дым! Сначала мы подумали, что что-то замкнуло, но потом, приглядевшись, стало понятно, что так и задумано. И вот паровоз, постукивая колёсами, несётся по круговым рельсам с горящей фарой впереди, тащит за собой два вагона, а из трубы валит небольшой, но даже приятный на запах, дымок. А мы с мамой и папой сидели и, не отрываясь, наблюдали за этим великолепным явлением. Вскоре, к нам пришли гости, и мы все сели за праздничный стол; я только не помню точно, кто именно приходил...

А когда на часах было уже часов 5, и все гости уже разошлись – ко мне пришли Ира и Денис, который в то время гостил у Помозовых во время весенних каникул, и принесли мне в подарок пол-литровую бутылку «Пепси-Колы». Я был очень рад их приходу и ещё больше был рад тому, что они принесли мне подарок, хотя я не имел возможности ранее их оповестить и пригласить на свой день рождения, т. к. даже не знал, что Денис приехал в Самбек. Я помню, как мы тогда сидели в хате и распивали прямо из бутылки эту самую «Пепси» - это было просто зашибись! Потом, кажется, пошли во что-то играть, но это у меня в памяти уже не отложилось. Вот, в принципе, и всё, что я помню о том дне рождения. А вот железная дорога надолго тогда стала украшением моей коллекции игрушек.

95-й год. Лето и Lifa

95-й год. Лето и Lifa

Из книги П. Гринёва
"Мои 90-ые..."

После того, как игровые видеоприставки «Денди» были уже практически у каждого из наших с Виталиком знакомых, мы поняли, что в любом случае, обязательно и непременно у нас ДОЛЖНА быть СВОЯ приставка «Денди»! И мы любой ценой ДОЛЖНЫ были её заполучить. Но тут была одна загвоздка: новенькая приставка стоила 96 или 99 тысяч рублей, а в начале-середине 90-х в России был настоящий экономический хаос, и далеко не каждый в те нелёгкие времена мог позволить себе потратить треть своей месячной зарплаты на игровую приставку. К сожалению, точно так думали и наши родители. Поэтому, как мы тогда поняли, единственный способ заполучить приставку – бесконечные, чуть ли не слёзные уговоры родителей купить нам эту чудесную штуковину. А кто у взрослых вызывает больше жалости: маленький семилетний ребёнок, умоляющий купить ему приставку, или высокий 14-летний жбан, умоляющий купить ему приставку? Ну конечно! Таким образом, сия учесть легла на мои хрупкие плечи... День за днём я умолял родителей купить нам с Виталиком приставку, а родители, в частности папа, очень не хотели этого делать, т. к. «От приставки садится кинескоп, и вы его посадите, и телевизор накроется!» На эти доводы мы придумали отмазку, мол, мы будем играть на старом бабушкином телевизоре, который всё равно никто не смотрит. В общем, это было нелегко, это длилось вечность, но... это свершилось!

В один прекрасный (я бы даже сказал, очень прекрасный) майский день, папа с Виталиком отправились в город с целью - купить приставку! Когда они вернулись, и я увидел коробку с изображением чёрной приставки, называющейся «Lifa», сердце у меня заколотилось вовсю. Мы распаковали это чудо и принялись подключать. Подключили. Теперь давай настраивать. И вот оно... Теперь маленькие танчики поселились и в нашем телевизоре! Это была настоящая радость! Тогда мы всю неделю провели за телевизором, играя в Тетрис и Танчики и стреляя в уток и гангстеров из чёрного пистолета. Разумеется, ни а каком старом бабушкином телевизоре уже не было и речи.

Недели шли, и нам определённо поднадоело играть в одни и те же игры, когда все вокруг доставали всё новые и новые картриджи. И вот как-то раз Виталик взял да и купил совершенно новый картридж, в котором было 7 игр:

1. Darkwing Duck
2. Tale Spin
3. Robocop 3
4. Snake-2
5. Mickey Mouse
6. Seicross
7. Magic Block

Эти игры для меня сейчас что-то вроде святых канонов. Наверное, это потому что они – первые. В общем, это был желтый картридж с голубой наклейкой. Мы полюбили каждую игру, как самую первую. Но, несмотря на это, нам с огромным трудом давались уровни в каждой из них. «Чёрный Плащ» давался не очень трудно, но когда даже удавалось дойти до последнего главаря – Стального Клюва... Собственно, тут всё и заканчивалось. Очень долго мы не могли, и не знали, как его пройти, пока через некоторое время спустя Виталик не пригласил в гости Дэнчика, его хорошего друга, дабы он показал нам, как же всё-таки его победить. Помню, как Виталик переживал за ЧП на последних уровнях, как в конце 6-го уровня, перед самым главарём, у Дэнчика оставался один удар, и на него неожиданно выскочил бельчонок, Веталь как заорёт: «Бельчонок!!!», Дэнчик вовремя спохватился и разобрался с ним. Потом когда он дошёл до Стального Клюва, мы с Веталем сидим и думаем, ну как же ему удастся его пройти, он же зверский... Но когда он так легко запрыгнул на верхний левый крюк и начал преспокойно расстреливать всех летающих врагов – мы рты пораскрывали! Всё оказалось до такой степени элементарно, а мы и представить себе не могли...

Со второй игрой «Чудеса на виражах» всё обстояло немного иначе, но о ней я расскажу чуть позже.

Что касается игры Robocop 3 – я практически не помню, как в неё играл Виталик, зато я играл в неё очень много, как и во все остальные игры. Но вот что я хорошо помню, так это как нам с Виталиком очень понравилась музыка, играющая на заставке этой игры: мы слушали её до бесконечности. Иной раз, когда включалась игра Robocop 3 – включалась она не для того, чтобы в неё поиграть, а для того, чтобы послушать мелодию в заставке. И вот Виталику она так понравилась, что он решил записать её на магнитофон. Я хорошо помню, как он поставил табуретку к колонке телевизора и поставил на неё наш двух-кассетный японский магнитофон «Aistar», перемотал кассету на начало, включил приставку, нажал на «Record» и включил игру. Я помню, что это было вечером около восьми или девяти часов. Родители были на кухне, а мы сидели и слушали эту классную мелодию. Минут через пять Веталь хотел было выключить запись, т. к. мелодия повторялась бесконечно, но в этот момент ещё играло неповторимое соло, и я остановил его жестом. Потом, когда заиграла повторяющаяся часть, я дал ему знак, что можно выключать. После этого мы ещё много, много раз слушали на кассете эту мелодию. Через пару дней, а может и раньше, или позже, я подписал на кассете зелёным фломастером «ROBOCOP – ЭЙ-СОВ-БЭЙС». Надпись означала, что сначала на кассете была записана мелодия из игры Robocop 3, а потом, после неё, были записаны песни группы «Ace Of Base». Чудесным образом эта кассета сохранилась до сих пор.

Четвёртой на картридже шла игра Snake-2, в оригинале она называется Snake Rattle ‘n Roll. В неё я тоже играл очень много, в основном, в деревне. Помню, как летом родители копали на огороде картошку, а я сидел в доме на маленьком деревянном стульчике и проходил первые четыре уровня. Дойти до 5-го уровня и дальше мне удалось только к концу лета...

В остальные 3 игры я играл меньше, чем в первые 4. Микки Маус давался очень тяжело, третий уровень я смог пройти только через 10 лет, как это не убийственно звучит. В Seicross я никак не мог пройти второй уровень, хотя сама игра меня очень сильно увлекала. А вот в Magic Block мы с Виталиком тоже очень любили поиграть. Логические игры, вроде Тетриса, ему очень нравились, и он играл в них чаще, чем в остальные.

Помню, как однажды ко мне пришёл Пашка вместе с братом Ванькой или «Вано», как его называл Веталь. Родителей дома не было, а у нас с Веталем как раз откуда-то взялся новый картридж с игрой «Чип и Дейл», хотя не исключено, что его принёс с собой Ванька. И я никогда не забуду, как Веталь с Вано сели проходить эту игру... Мы с Пашкой смотрели не отрываясь, постоянно переживая за своих братьев в самые острые моменты игры. С немалым трудом они проходили уровень за уровнем и сумели дойти до последнего уровня. Жизней оставалось немного, и вот они дошли до Толстопуза... И они его сделали! И как мы тогда радовались... И вот, спустя 6 или 8 лет, они сидели у нас дома, и вдруг снова решили сесть перед телевизором, вспомнить молодость и закончить начатое – пройти игру «Чип и Дейл 2»! Как было классно смотреть, как два закадычных друга, не игравших в приставку несколько лет, прошедших когда-то игру «Чип и Дейл», вернулись, чтобы пройти вторую часть. Ей-богу, это было похоже на какой-то супер-сиквел какого-нибудь американского боевика, вроде «Спустя 8 лет они вернулись, чтобы закончить дело!». Возможно, это смешно звучит, но в тот момент я чувствовал, будто это и впрямь супер-продолжение боевика. И это было классно! И, разумеется, игру эту они прошли...

Как ни странно, но с Пашкой мы в приставку играли очень редко. Скорее всего, из-за того, что через несколько недель после её покупки, мне пришлось отвезти её в деревню, и играть там, т. к. папа уж очень сильно переживал за свой родной телевизор и всё настаивал, чтобы «мы его не угробили». Как бы то ни было, Пашка дома тоже играл в приставку, и помню, как однажды его отец с Ванькой привезли ему картридж с игрой «Ninja Ryukenden 3». Помню, как Пашка был горд этим картриджем, и пару раз мы играли в него вместе. Музыка, звучавшая на первом уровне этой игры, на всю жизнь врезалась мне в память, как символ того незабываемого времени...

В июне 95-го родители снова отправили нас с Виталиком в деревню, примерно на три-четыре недели. Мы, естественно, взяли с собой приставку и два наших картриджа – 9999-in-1 и 7-игровку. В то время папа бабушке только-только купил достаточно новый и уже не ламповый телевизор «Вэлс», которым они заменили старый бабушкин чёрно-белый телевизор «Крым» с жёлтой рамкой, и тем самым у нас с Веталем появилось, на чём играть в приставку. Насколько я помню, этот самый «Крым» показывал изображение далеко не идеально, и играть на нём достаточно продолжительное время всё больше раздражало. Поэтому мы с Веталем, когда родители уже уехали в Ростов, частенько пробовали подключать приставку к бабушкиному «Вэлсу», который выдавал гораздо более гладенькую и чёткую картинку, нежели «Крым», уверяя бабушку, что это ему абсолютно ничем не грозит. Забавно, что мы сами в это до конца не верили, но на самом деле приставка действительно не причиняла телевизору никакого вреда. Мы с Веталем вдвоём играли не так много, ибо игры на картриджах, в основном, были одиночные, хотя в Galaxian, в Тетрис и Lunar Ball мы частенько играли. В Чёрном Плаще нам пока ещё не давался Стальной Клюв, в Робокоп-3 не удавалось пройти второй уровень, а в «Чудеса на виражах» играл только я, не помню, чтобы Виталик в неё хоть раз сыграл.

В «Чудеса на виражах» я играть очень любил. Когда я приспособился к управлению, то начал отрабатывать тактику прохождения главарей. Сами уровни давались не трудно, а вот на главарях надо было пораскинуть мозгами. Первый главарь, Подводная Лодка, дался легко. Второй – огромный прыгающий бейсбольный мяч тоже не вызывал проблем. Третий – два самолёта, уже немного озадачил. Очень хорошо помню, как я в деревне, сидя перед большим телевизором «Радуга», который папа позднее купил у Степанова специально для меня, проходил уровни этой игры. Я просто обожал побеждать главарей! Так вот, два главаря на третьем уровне заставили попотеть, но тоже сдались. А вот главарь на 4-м уровне просто застал врасплох. На четвёртом уровне главарём был гигантский невидимка в шляпе, в ботинках, в перчатках и с бабочкой. И я не имел представления, как его можно победить. Куда бы я не стрелял – пули от него всюду отскакивали, а поскольку он был целиком не видимый, я просто терялся в догадках, что с ним ещё делать. В общем, он меня всё время убивал, и у меня больше не было никакого желания дальше над ним мучиться. И вот как-то раз сидел я на лавочке перед домом, и вдруг к нашему двору подъехал на мотоцикле невысокий парень и спросил Виталика. Веталь вышел. Это был его хороший знакомый, и звали его, как я недавно узнал у брата - Вова. Говорили они о многом, начиная рыбалкой и заканчивая уже не помню чем. Не помню, как именно, но разговор дошёл до приставки, и мы с Веталем что-то рассказывали про какие-то игры этому парню. И тут я сказал, что прохожу «Чудеса на виражах» и никак не могу убить главаря на 4-м уровне – огромного невидимку. Этот парень мне и говорит: «А ему надо стрелять в бабочку»... Тут меня ошарашило! Я поблагодарил его за совет и вечером того же дня я уже играл в «Чудеса на виражах» на 5-м уровне...

"Как закалялась сталь" или Made in China

автор: p_star
комментарии: Rumata
"GameBit" №7, 2006

   В то время, когда западные производители уже давно закончили выжимать соки из фрукта под названием «8 бит», потребители этого сока в БСССР тихо-мирно игрались у себя дома, никому не мешая. Или почти никому. Подозреваю, что многие помнят, как работающая у соседа Денди влияла на вещание Вашего телевизора. В лучшем случае по экрану ползли вертикальные или горизонтальные полосы, еще чаще при этом слышались звуки подбитого танка или разбитых головой кирпичей. Ну а если было желание, то можно было просто подстроить у телевизора тюнер и весело провести время, наблюдая за беспомощностью соседа, пытающегося в десятый раз пройти первый уровень Контры. Всё вышеописанное усиливалось в несколько раз, когда использовалось подобие антенны (в некоторых моделях антенна была даже встроена). Одна из них вставлялась в приставку, другая в ВЧ вход телевизора. Антенны были просто бичом многих соседей. Ведь даже подключенная обычным способом (шнуром) приставка давала наводку на несколько квартир, а при помощи антенны можно было вывести из себя пенсионеров соседнего подъезда. Меня, например, часто донимала бабулька, соседка по площадке: она постоянно требовала, чтобы я выключил приставку, даже когда я в нее не играл. Найти виновника её мучений было не просто, ведь это мог быть кто угодно, возможно даже в трех этажах от неё. Но смекалистые пацаны, такие как Ваш покорный слуга и мой сосед Димон, извлекали из чрезмерной мощности сигнала выгоду. Димон был уже достаточно взрослый (из-за этого его ко мне домой и не пускали) и разбирался в электронике, он спаял удлинитель для одного из моих джойстиков и перекинул его через балкон. Бедный Димон, ему часто приходилось сидеть и ждать, когда я ставил игру на паузу. Он вынужден был стучать мне в стену, ведь на втором джойстике кнопки «пауза» не было. При этом не факт, что я, услышав стук, продолжал игру — мог и не услышать или просто не хотел отвлекаться. Но всё же именно так впервые были пройдены Контра, Танчики и Черепахи.

01
Корифеи жанра.
Новая реальность и Великий Дракон.

   В начале девяностых на необъятных просторах нашей страны стали появляться столичные (Москва, Питер) печатные издания, посвященные компьютерным играм, в том числе и приставочным. Всю продукцию подобного рода можно было условно разделить на два вида: развлекательно-познавательные глянцевые журналы; книжки с кодами, прохождениями, секретами и т.д. Лидерами развлекательных приставочных изданий были Видео-Асс Dendy и Видео-Асс Великий Дракон. Эти два журнала были Библией приставочников. Даже сейчас повзрослевшие фанаты перечитывают статьи Eler Cant’а, Duck Wader’а и Агента Купера. А вот среди книжек с кодами стоит выделить серию Tricks (выпускала московская фирма «Трикс Лтд»), именно эта серия пользовалась у геймеров наибольшей популярностью. На периферии тоже не отставали от столиц. Спрос рождал предложение, и владельцы приставочных магазинчиков выпускали свой собственный самиздат. То были книжки с кодами или прохождениями наиболее популярных игр. Часто такие книжки покупали вместе с приставками, а так как приставки в то время продавались тысячами, то и свой «книжный бизнес» приносил хоть и небольшой, но стабильный доход. Бум продаж самиздата приходится на времена «царствования» Мортал Комбата. Порой книжечка приемов и добиваний для одной из частей МК уходила с прилавков за четверть цены самого картриджа.

Rumata:
   Dendy и Великий Дракон — это один журнал, который раздвоился после 18-го номера. Первые 18 номеров назывались "Видео-Асс Dendy", а с 19-го — "Dendy - Новая реальность" и "Великий Дракон", однако первый прекратил издаваться после 25-го номера. Смена вывески произошла из-за прекращения финансирования журнала фирмой «Денди». Фирма Трикс ранее называлась Формак, а ещё ранее — Инфорком, и издавал он ZX-Ревью, если кто помнит. Самиздата действительно было много (да и сейчас не меньше), и все старательно перепечатывали одно и то же друг у друга и не мучались.

02
Сергей Супонев рассказывает об
особенностях МК3 на SNES

   Одновременно с появлением в стране специализированной литературы, на экраны страны выходят первые телепередачи, посвященные приставочным видеоиграм. Так, например, «Новая реальность» была, по сути, рекламным проектом, но раз в неделю эта передача собирала у экранов тысячи приставочников. Кто-то желал увидеть новинки восьмибиток, кто-то с раскрытым ртом наблюдал за невообразимой графикой шестнадцатибитных консолей, кому-то очень хотелось обладать изумительным карманным Гейм Боем. Сейчас трудно представить программу, посвященную приставкам в эфире Первого российского канала. Но в девяностые, когда Сергей Супонев вел свою передачу, то казалось, что, слушая его, имеешь дело с чем-то очень серьезным и в высшей степени важным.

   Был и еще один очень оригинальный проект (видимо, тоже рекламный), посвященный видеоиграм, а точнее приставке Sega MD, а еще точнее — игре Sonic 2. Мало кто сейчас вспомнит, но в эфире Второго российского канала выходила киберспортивная (хех!) передача, где трое счастливчиков проходили на время уровни второго Соника. Лично у меня «Соник Супер-ёжик» вызывал огромный интерес, но, видимо, таких как я набралось немного, и приставочного киберспортивного представительства на ТВ не стало. Немало было энтузиастов и на местном уровне. Передачи, посвященные видеоиграм, выходили в эфир во многих краях и областях нашей необъятной родины. Бывало, даже владельцы полуподпольных кабельных каналов при отсутствии видеоматериала пускали в эфир Контру, Танчики или Марио (попросту подключая приставку к транслирующему оборудованию).

   Многие именно из телепередач узнавали, что существует не только Денди. Большинство геймеров мечтали иметь у себя дома Сегу. Именно Megadrive (в народе «Сега Мегадривэ») смог потеснить Денди с пьедестала популярности, потому как имел приемлемую цену (не сразу, конечно) и большую библиотеку недорогих пиратских игр (чего SNES так не хватало).

03
В такую упаковку должен был быть
упакован оригинальный MD. Мы же
покупали приставку в пенопласте.

   За себя могу сказать, что, покупая Сегу, я как раз руководствовался совсем иными мотивами. Купил я Мегадрайв еще тогда, когда в нашем городе этих приставок почти не было, стоили они в 8 раз дороже Dendy Junior, да и выбор картриджей (по цене в 6 раз дороже дендивских) был небольшой (точнее, 4 пошарпанных картриджа без коробок). Меня, прежде всего, привлекла графика. О таком совершенстве, как Jurassic Park, я и мечтать не мог. Я был просто в шоке от того, как выглядел на экране Доктор Грант, и буквально за неделю нашел сумму (растряс родителей, конечно, где б я еще нашел-то), необходимую для покупки пиратской Мегадрайв 1 с трехкнопочными джойстиками и четырьмя картриджами к ней.

   Хочу особо отметить, что, покупая Сегу, я рассчитывал раз и навсегда забыть проблемы с приставкой, которые преследовали меня постоянно во время обладания китайским клоном NES. И, в общем, в течение двух-трех месяцев приставка с гордо красующейся на задней панели надписью «Made in Japan» служила мне верой и правдой. Джойстики, блок питания, разъемы и картриджи — всё работало как часы. И вот в один прекрасный момент сама консоль просто взяла и не включилась! С тяжелым грузом на душе побрел я в магазин, где покупал Сегу, ведь при покупке продавец с сияющей улыбкой дал мне подписать гарантийный талон, где в графе «срок гарантии» значилось «шесть месяцев». Всегда такой улыбчивый продавец по мере моего (с коробкой) приближения к прилавку менял выражение лица, и после моих слов о гарантии уже хмуро и сердито смотрел на меня. После пятиминутного обследования консоли продавец вынес вердикт. Как оказалось, это я сам сжег приставку, втыкая и вынимая при включенном питании картриджи и джойстики, потому как дословно: «…вещь-то японская, сама бы не сгорела… Да у нас вообще такого никогда не было! Это же Сега!»

04
Джентельменский набор.
Образ дополняет картридж с Соником.

   Понятно, что не было, я-то ведь один из первых лопухнулся. В сердцах я побрел в другой магазин, где мне открыли глаза на то, что «Япония — это город в Китае», и на то, как «фирменные японские» приставки собирают на коленках при свете лучины квалифицированные китайские «спецы». О, ужас, я как будто очнулся ото сна. Моя слепая вера в Небесную Приставку прямо из Японии рухнула за десять минут разговора с хозяином конкурирующего магазинчика.

Rumata:
   Да уж… Отечественные предприниматели нередко поражают своей некомпетентностью в сочетании со злостной хитростью. Что самое интересное, большАя часть коммерсантов, подвизающихся в консольном бизнесе, до сих пор осталась на том же уровне. Хотя "Закон о защите прав потребителя" был уже тогда. Думаю, продавец из конкурирующего магазина торговал тем же и так же, но не упустил случая опустить конкурента. И почему-то это сочетается с великодержавным пренебрежением к китайцам. Хотя в те годы была идея организовать производство Денди в России. Так вот, на нашем передовом производстве в Зеленограде сделать процессор для Денди не смогли, а китайцы «на коленях с лучиной» — могут. Для справки: Оригинальные Euro PAL, официально поставлявшиеся в Европу, имели надпись Made in China.

05
Оригинальный Mega Drive (японская версия).
Подавляющее большинство подделок
выглядело также.

   Но время шло, а однажды вкусивший плод под названием «16 бит» уже был не в состоянии уступить соблазну и не поиграть еще. Вот и я, хоть не имел приставки, но находил возможность удовлетворить свой «голод». По всему нашему городу (как и по всей стране) стали открываться игровые салоны, предлагавшие час игры на Сеге по цене пачки сигарет. Названия у этих мест были разные. Игровые салоны, клубы, залы, центры и т.д. и т.п. В моем кругу было принято называть эти заведения «точками». Бывало, что зал для игр приобретал название места, в котором он находился. Так, наше с друзьями излюбленное место называлось «у голубого» (по названию находившегося рядом магазина «Голубой Огонек»), и часто на вопрос о том, куда идет приятель, он отвечал: «На ночь, к голубому». Бизнес этот рос и развивался очень быстро. Только в центре города открывался один салон, где для того, чтобы поиграть на Сеге, нужно было выждать многочасовую очередь, как уже через месяц такие небольшие клубы были во всех микрорайонах города. Оно и понятно, деятельность эта лицензированию не подлежала, каких-либо вразумительных санитарных правил не существовало, а всё, что нужно было сделать, так это снять в аренду вестибюль какого-нибудь кинотеатра или ДК, администрация которого еле-еле сводила концы с концами, нанять бабульку или студента за небольшую зарплату, купить пять-шесть приставок и столько же старых советских телевизоров. Народ валил толпами, порой нужно было занимать очередь с утра! Сейчас я знаю около десятка человек, добившихся очень серьезных высот в бизнесе нашего города, которые начинали именно с игровых клубов. Замечу, что салоны открывались исключительно с Мегадрайвами (позже кое-где появился SNES), видимо, ставить Денди было невыгодно, при небольшой цене китайского клона NES многие могли себе позволить (а чаще уже имели) Денди дома, и смысла тратить деньги на игру не было.

   Постепенно салоны обрастали своими завсегдатаями, игровой бомонд потихоньку перекочевывал из магазинчиков по продаже приставок в игровые салоны, и вот незаметно они стали местом встречи и времяпрепровождения приставочников и так называемых "бакланов" (пацанов, у которых не было приставок или не было денег на новые кассеты, или просто повернутые на играх челы; прозвище они получили потому, что могли рассказывать про игры часами, даже когда их об этом не просили). Так вот они повысили свою квалификацию и могли на память рассказать прохождение любой игры, которая была в салоне. Бывало, сидишь, играешь, а кто-то тебе на ухо — этого убей, туда иди. Признаться, такие личности обычно сильно раздражали, но иногда и здорово выручали, ибо знали теорию на «отлично».

06
Оригинальные упаковки Mega Drive.
Коробка справа снизу и та, что над ней,
нашим соотечественникам должны быть
очень знакомы.

   Клубы посещали не только те, у кого не было приставки, но и счастливые обладатели оной. Последние были в центре тусовки, так как постоянно всё знали (и даже делились опытом), приходили со своими картриджами и джойстиками, ну и самое главное — давали «мастер классы» игры. Такой расклад держался вплоть до появления легендарного Mortal Kombat и его многочисленных продолжений. Теперь уже владельцам приставок преподносили урок натренированные в бесконечных поединках с людьми старожилы клубов, ведь опыт избиения компьютерного интеллекта был мало похож на реальный поединок двух опытных соперников. Вот и приходилось, имея приставку дома, ездить по клубам и тренироваться с «чемпионами» других микрорайонов, дабы не растерять мастерство.

   Приставочный киберспорт в то время находился на пике популярности. Даже самые захудалые клубы организовывали чемпионаты по МК (обычно по МК3), а дело с титулами обычно обстояло как в кикбоксинге или боксе. Толпы людей именовали себя чемпионом какого-либо клуба, микрорайона, района или города. Конечно, были и легендарные личности, так в моей памяти навсегда останется некий Макс, который в МК3 добивал всех исключительно френдшипом или бабалити (знатоки поймут!), и при этом он ни разу за всю свою «карьеру» не проиграл серьезных соревнований.

   Мало-помалу бесконечные чемпионаты ушли в небытие, а я, не упустив свой шанс и победив на одном из них, выиграл приставку, ставшую моим спутником на долгие 6 лет. В этот раз мне повезло, приставка была что надо. Мой клон MD звался Magic2 (фактически полная копия SuperBitman).

Rumata:
   Имен было много, в том числе и Dendy Pro 16 bit, это тот самый ОЕМ, на который можно было налепить любой шильдик. Хотя народ предпочитал, чтоб было написано «Сега». В итоге лейблы типа Денди и Битман не прижились, хотя приставки были весьма качественные, а верх взяли чуть более дешевые, но «настоящие» Сеги. Иногда и сами продавцы осложняли себе жизнь. Например, одна питерская фирма запустила по местному радиорекламу, что «настоящая Сега — в черной коробке». А потом Евро ПАЛ кончился, и пошел Азия ПАЛ, не менее фирменный, но в зеленой коробке.

07
Оригинальный Genesis.
Cлегка брутально - как раз для Америки.

   Но везло, как вы понимаете, не всем, с клонами MegaDrive проблем было не меньше, чем с клонами NES. Как известно, всего Sega выпустила две версии MegaDrive и две версии Genesis (не считая карманных версий, лицензионных продуктов и дополнительных расширений). В нашей стране первое время продавались подделки под японскую версию MD1 (отличительные особенности: надпись большими золотыми буквами на передней панели — “16-BIT”, красная подложка под надписью, а также синяя кнопка RESET). Коробки подделок тоже имели оригинальный дизайн японской версии (белая упаковка «в клеточку», фирменный логотип “Sega”, оригинальный, геометрически стилизованный красно-зеленый знак MD). В столице редко появлялись подделки на базе Genesis 1 (надпись “16-BIT” была мельче, чем у японской консоли, а рядом со слотом под картриджи красовался логотип “Genesis”). Продукция, имитирующая европейскую версию MegaDrive (надпись такая же, как и на Genesis, подложка и кнопка RESET серые), мне лично вообще не встречалась, хотя наша страна безгранична; возможно, где-то и продавались. Интересно, что подавляющее большинство приставок имели видеовыход в системе PAL, а значит, подделки, внешне напоминавшие японский MD, внутренне были скорее европейскими. Комплектовались подделки разными геймпадами, при этом особой связи с оригинальными версиями не наблюдалось. Так, в коробке от «японской» версии приставки попадались трехкнопочные джойстики как с японской раскраской (кнопки "A", "В" и "С" - красные или черные, синий START), так и с американской (кнопка START серая). При этом, некоторые контроллеры имели резьбу в середине крестовины для вкручивания небольшого стика.

Rumata:
   Это одна из особенностей клона. Дизайн может быть любой, в любых комбинациях. Причем окончательная комплектация могла происходить уже по эту сторону границы. То есть везутся отдельно джойстики, БП, консоли, картон в разобранном виде. А потом всё складывается вместе. Так доставка получается дешевле.

   Эти, казалось бы, незначительные отличия приставок в результате попортили нервы многим геймерам. Так, например, «американские» Сеги имели собственные (иные, нежели «японские») слоты под картриджи. Это позже такой корпус картриджа (квадратный верх, серпоподобный боковой стык, если смотреть снизу) станет в нашей стране стандартом, а в то время большинство картриджей на прилавках имели «японский» корпус, его приходилось вскрывать и вставлять плату без корпуса. Проблему усугубляло присутствие на рынке фирменных картриджей, болты которых вскрыть не представлялось возможным из-за хитрого рисунка шляпки болта. Не стоит забывать, что картриджи также имели зонную принадлежность, но об этом позже.

Rumata:
   Такими были не только американские, но и европейски картриджи. Именно поэтому они и стали стандартом. Зонная принадлежность осталась и сейчас. Просто далеко не все игры в оригинале имели фиксированный регион, многие были "All". И сейчас нередко встречаются игры, для запуска которых нужно пощелкать переключателями.

08
Блоки питания MD 1 выглядели по-разному.
Этот БП - точная копия оригинального.

   Забавно, но эта особенность «американской» версии — ничто по сравнению с некоторыми полными пиратскими копиями Genesis 1. Так, будучи с отцом в столице и являясь тогда еще обладателем китайского Мегадрайва, я увидел в магазине приставку под названием Sega Genesis (судя по цене, это явно была подделка), тогда я думал, что это нечто более современное. Продавец же успокоил, сказав, что картриджи от старой Сеги подойдут и к моей, причем графика будет намного лучше. Я, наивный, раскрутил батю на покупку приставки и картриджа к ней, и после проверки мы отправились в гостиницу. Не вытерпев, я попытался включить приставку, но не тут то было: блок питания оказался странным и к советской розетке не подходил. После долгих разбирательств с магазином деньги удалось вернуть. И только сейчас я понимаю, чем это могло мне грозить. Если та пиратская подделка была полной копией Genesis, то блок питания был рассчитан на 120V(хитрюга-продавец видимо использовал при проверке БП от другой Сеги), а видеосигнал на выходе имел стандарт NTSC (подробнее о стандартах видеосигнала читай в GameBit 03). Фактически сыграть на ней я бы смог только тогда, когда в продаже появились первые блоки питания для приставок Мегадрайв (для справки: это года через два после описанного мною случая). Причем и тогда я смог бы сыграть в черно-белой палитре, так как NTSC декодера у меня в ТВ не было. Остается только посочувствовать тем, кто такие приставки покупал.

   Из всего выше сказанного получается, что у нас в стране продавались три вида клонов, внешне и внутренне основанных на MegaDrive 1 (Genesis1). Это копии «японской» версии MegaDrive и копии «американской» Genesis1, только внешне похожие на оригинал, а внутри полностью или частично имеющие структуру «европейской» MD1 (так как имели видеовыход в системе PAL и комплектовались БП на 220V); и полные копии Genesis1, имевшие видеовыход в системе NTSC и комплектовавшиеся БП на 120V.

Хотя, в отличие от Денди, подавляющее большинство первых клонов Сеги выглядели как оригинал, но всё же добиться такого же безупречного качества изготовления первым версиям клонов не удавалось. Подделки Мегадрайв 1 были, как бы это поделикатнее выразиться — откровенно плохими. В то время брак достигал 50%.

Rumata:
   Говоря о проценте брака, не нужно брать в расчет все аксессуары. Браком я считаю именно неисправную консоль. Приставки по гарантии просто обменивались, неисправные части (геймпады, блоки питания и т. д.) просто собирались в одну упаковку и отправлялись обратно (в зависимости от региона, в Москву или в Китай). В сервисах по гарантии именно меняли, кто ж полезет под заводскую пломбу, да и чинить было нечем. Должен сказать, что поначалу, когда Steepler только начал поставки, приставки были без пломб, особенно фирменные. Вот тут действительно пошел «брак». Москвичи рассказывали страшные истории, как в брак приходили джойстики без плат, приставки с платой, от которой ножовкой отпилен кусок… В общем, наши «кулибины» в тот момент оторвались. Пришлось быстро «закручивать гайки», ставить пломбы на всё подряд. Некоторые проблемы были году в 93–95, когда появились приставки с чипом китайской разработки (ранее все чипы были копиями оригинальных), но это были уже подделки под MD2. Конечно, ситуацию могли сильно портить челноки, которые везли с китайских рынков что попало, лишь бы дешевле.

Примечания:
В статье сознательно используется сравнительный порядок цен. Цена, исчисляемая в рублях (или иной валюте), могла отличаться в зависимости от региона бывшего СССР.

В статье сознательно не прослеживается четкого временного указания описываемых событий. События, описываемые в статье, могли происходить в разных регионах бывшего СССР в различное время.

Статья составлена на основе воспоминаний автора и его друзей (в то время владельцев и работников магазинов по продаже приставок; руководителей и работников сервисных центров по обслуживанию видеоаппаратуры; владельцев игровых клубов и частных кабельных телеканалов; частных челноков, занимавшихся доставкой товара из Китая.)

Огромное спасибо Rumata, выступившего в качестве приглашенного эксперта, за помощь в корректировке материала, а так же за его бесценные дополнения, с которыми статья обрела законченный вид.